Новости

Пленум Межсоборного присутствия: Об исповеди перед Причастием, и др.

В Москве прошел пленум Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви. Читаем репортаж от 02.02.2015г Об исповеди перед Причастием, «актуальном искусстве» и общецерковной дискуссии: итоги пленума Межсоборного присутствия


Епископ Зарайский Константин: Документ о Евхаристии лишь фиксирует традиции
Протоиерей Димитрий Карпенко: Принятие документа о Евхаристии станет эпохальным событием

Приведём некоторые выдержки, которые могут сподвигнуть верующих причащаться чаще, чем они это делали раньше, ведь не всегда есть возможность поститься перед причастием, читать 3 канона + последование, исповедоваться и посещать вечернее богослужение.

Об участии верных в Евхаристии

Много споров и обсуждений вызвал документ, который выходит сейчас для окончательного утверждения на Архиерейское совещание, — «Об участии верных в Божественной Евхаристии». Несмотря на дискуссии, бурное обсуждение, все единогласно за него проголосовали. Такое единодушие, на мой взгляд, связано с тем, что документ приобрел большую актуальность. (Текст документа должен быть опубликован в ближайшее время — прим. ред.)

Я считаю, что этот документ — один из важнейших документов для современной жизни Церкви. Не потому, что он говорит нечто принципиально новое о Божественной Евхаристии, о том, как надо в ней участвовать мирянам. Главное, он подтверждает ту уже сложившуюся практику, которая имеется на многих приходах в Русской Церкви, как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами.

Например, следующий факт: во время Светлой седмицы и Святок верные могут чаще приступать к Святому Причащению, и не с той подготовкой, которая традиционно предполагалась для них в другие дни – несколько дней поста, вычитывание трех канонов с акафистом, обязательное посещение богослужения не только утром, но и вечером, и так далее. В документе зафиксирована практика, которая дает возможность верным чадам Церкви совершенно легально не соблюдать пост перед причащением в дни сплошных седмиц.

Мера подготовительного поста, подготовки в целом может быть различной, человеку дается возможность согласовывать со своим духовником эту меру и не чувствовать себя при этом так, что ты что-то делаешь неправильно.

«Об участии верных в Евхаристии»: конкретные моменты

В документе есть очень важные для современной церковной жизни моменты. Например, речь шла о необходимости пастырского снисхождения к постящимся, которые находятся в системе «закрытых» учреждений и не могут изменить режим своего питания просто потому, что захотели попоститься перед тем, как причаститься. Речь о студентах военных училищ, о тех, кто находятся в интернатах, тюрьмах, больницах и других подобных учреждениях.

Были и дискуссии по вопросу меры подготовки для больных, беременных, кормящих. Понятно, что даже среди членов Присутствия не у всех было одинаковое видение вопроса. Интересно, что иногда позиция о большей строгости высказывалась людьми семейными, женатыми, имеющими детей, в то время как монашествующие вставали на защиту матерей с детьми.

Это показывает, что состав Межсоборного присутствия достаточно гармонично подобран. Люди разного настроя, разного темперамента в целом уравновешивают друг друга, могут друг друга услышать и соответственно скорректировать свои взгляды на рассматриваемый вопрос.

В документе обозначено очень много важных моментов. Например, указано на недопустимость практики, которая сложилась в советское время, отказывать в причастии мирянам в великие праздники: на Пасху, на Рождество.

В документе также много сказано о том, что в отношении исповеди недопустим формальный подход, что исповедь — это не пропуск к причастию, а её смысл — в возгревании желания человека приступить к причащению, а не просто получить формальную галочку, что я уже готов, достоин, можно причащаться.

Много внимания в документе уделяется молитвенному правилу, смыслу и формам его совершения. Так, допускается право духовника с достаточно большой долей свободы регламентировать, как именно человек подготавливается к причащению. Единственное правило, которое сейчас для взрослых людей считается неизменным — это само Последование ко причащению. Что же касается молитв дополнительных, то здесь возможна определенная свобода, разнообразие, в зависимости от целого ряда факторов. В этом документе неоднократно проговаривается, что не может быть какого-то универсального подхода. Все должно быть очень индивидуально, с учетом возраста, работы, нагрузки, физического и душевного состояния человека, который готовится к причащению.

Я бы особо отметил, что этот документ имеет ярко выраженный внутренний ориентир – человеколюбие. Священник – не тот, кто разрешает или запрещает человеку причащаться, а тот, кто помогает ему найти тот правильный путь к участию в Божественной Евхаристии, который для него будет наиболее полезным и наиболее действенным.

Много внимания уделяется и подготовке к причащению детей, с какого возраста для ребёнка необходима исповедь перед каждым Причастием.

Согласно каноническим правилам, к исповеди дети приводятся начиная с 10 лет. В нашей практике сложилось, что возраст первой обязательной исповеди – семь лет. То есть в этот период — с 7 до 10 лет ребёнок должен научиться исповедоваться.

Нельзя, если у ребенка еще нет четко выраженного нравственного сознания, нет понимания греха или недолжного, принуждать его к исповеди только потому, что «так положено». Недопустимо «выдавливать» из ребенка то, чего он еще не понимает просто потому, что хоть ему и исполнилось 7 лет, но он всё еще маленький ребенок.

Важно, что эти вещь четко обозначены. Теперь священник не может подойти и сказать: «Тебе восемь лет, значит, ты не имеешь право причащаться без исповеди». Частота исповеди ребёнка тоже должна определяться духовником. Батюшка имеет возможность ребенку сказать, что он может просто подойти под благословение, если недавно исповедовался, чтобы он не придумывал себе грехи, которых не совершал.

Я думаю, документ будет иметь хороший, широкий, добрый резонанс и поможет более интенсивному и глубокому вхождению различных слоев общества в полноценную церковную жизнь.

Перейти к верхней панели