Источник на predanie.ru
Чему нас, людей Нового Завета, может научить ветхозаветный пророк.
Сегодня мы празднуем память ветхозаветного пророка Илии. Он жил в IX веке до Рождества Христова в Израильском царстве, при царе Ахаве, в годы правления которого (во многом стараниями его жены Иезавели) среди еврейского народа расцвели пышным цветом языческие культы. О жизни и деятельности пророка Илии мы можем прочесть в конце 3-й и в начале 4-й книги Царств. Думаю, все здесь присутствующие достаточно хорошо представляют себе жизнь ветхозаветного праведника, поэтому нет нужды пересказывать историю его жизни.
Однако хотелось бы обратить внимание вот на что. С одной стороны, любой святой – пример для подражания нам, христианам. С другой стороны, истинно свят один лишь Бог. Поэтому на жизнь праведников Ветхого и Нового завета мы должны смотреть через призму Евангелия. И что-то из увиденного нами будет с Евангелием согласовываться, а что-то нет. То, что согласуется с Евангелием, – именно это должно становиться для нас образцом, предметом для подражания. То же, что не согласуется с Благой вестью, – это проявление человеческой немощи и греховности; и было бы неразумным следовать в этом даже и за святыми людьми.
Как говорит апостол Иаков, Илия был человек, подобный нам. И, как и мы, он не был чужд ничему человеческому. Временами он опасался за свою жизнь. Были моменты, когда он отчаивался. Иногда ему казалось, что во всем Израиле он один остался верным Богу.
А были и другие эпизоды в его жизни, куда более зловещие. Один раз он, испугавшись царских посланников, низвел огонь с неба и уничтожил сто человек. А другой раз он убил 450 пророков Ваала. – Кто-нибудь из нас хотел бы это повторить: собственноручно пролить кровь 450 безоружных человек? – Надеюсь, что нет. Да, Илия жил до пришествия Спасителя на землю, и он был по-своему прав, он поступал в соответствии с законом Моисея. Но мы – христиане; и мы помним слова нашего Учителя о том, что нельзя не только убивать, но и даже оскорблять ближнего словом. Поэтому в пролитии крови мы пророку Илии подражать не будем.
Но что же в жизни пророка может послужить нам примером? Здесь стоит обратить внимание на его имя. По-еврейски оно произносилось как Элийяху, что буквально означает «Бог мой – Яхве». И в этом вся суть, весь пафос жизни пророка Илии. Главной его добродетелью была ревность по Богу, верность Богу Израилеву. Движимый этой ревностью, он противостоял распространению культа Ваала; движимый этой ревностью, он обличал царя и царицу за те злые дела, которые они делали и как частные лица, и как правители. И эта ревность и верность была той колесницей, что вознесла Илию на небо.
Но обратимся к Новому Завету. Каковы главные евангельские добродетели? Их три: вера, надежда и любовь. И, как говорит апостол Павел, любовь из них больше.
И вот тут, когда мы говорим о любви, вспоминается один эпизод из жизни пророка. В нем нет ничего героического, масштабного и эпического. Впрочем, как посмотреть: ведь здесь Илия противостоял не сотням лжепророков, а самой смерти. – Да, я имею в виду воскрешение сына сарептской вдовы.
Мальчик, с которым пророк делил кров и пищу, заболел и умер. И Илия, движимый самым обычным человеческим состраданием, а вместе с тем проявляя свою непоколебимую веру во всемогущество Божие и надежду на помощь Господа, молится – и возвращает к жизни сына своей хозяйки.
И вот этот поступок, это деяние пророка – оно как раз очень понятно нам, христианам. Так же поступил потом и ученик Илии, Елисей. И так же поступал Господь Иисус Христос.
Итак: вера, надежда и любовь – не только лишь как абстрактные книжные добродетели, но как живая, движущая сила, которая побеждает саму смерть! – вот то, чему мы можем поучиться у пророка; вот то, в чем и можно, и нужно ему подражать.
Да, слаба наша вера, мало в нас любви. И всё же каждый христианин может, с Божьей помощью, двигаться в этом направлении. Очень легко и даже по-своему сладко сеять рознь – но мы можем попробовать объединять людей своей любовью. Для нас привычно и просто произносить слово осуждения – но стоит постараться, сделать некоторое усилие, проявить мудрость и внимание – и выслушать человека, постараться его понять и принять. Пусть мы не способны воскрешать людей – но мы можем потратить свои силы, время или хотя бы деньги на то, чтобы поддержать тех, кто болен, кто, может быть, пребывает в страхе и отчаянии; мы можем протянуть им руку помощи, ободрить их и утешить.
И это будет ровно то, чего ждет от нас наш Учитель – Христос. И это будет вполне в духе поступка пророка, который сжалился над мальчиком и отнял его у смерти.
Да поможет нам Господь укрепиться на путях веры, надежды и любви молитвами святого пророка Божия Илии.