Поездки и походы

Поездка во Второ-Афонский мужской монастырь

Выкладываем паломническую поездку одних наших прихожан на Кавказ во Второ-Афон.

2017.11 Ново-Афон

Красный микроавтобус резво убегал от Кисловодска. Казалось он сам рвался на свободу, лихо разгоняясь под 100. С детьми, дедушками и бабушками внутри. Но опасности скорости не чувствовалось. Вторая Афонская республика на Кавказе искривляет пространство. Легковушки с горцами за рулём словно мелкие осколки сосулек расступались перед нами. Всего 12 монахов на горе Бештау молятся за православный Кавказ. Удивительная связь Византийского монастыря на горе Бештау с нашим современным, открытым в 2001 году ещё больше возвеличивает этот духовный подвиг монашества. Недаром братская обитель рассчитана на 50 келий. Насельничество и монашеская православная вотчина Кавказа будет только развиваться, расширяться, усиляться. Параллели Господни неисповедимы. Точно как Русик монастырь на Афоне.
Только сюда, на Второ Афон — всего сутки пути на скором 004 Москва-Кисловодск. 2 этажа поезда как метафора: духовное над земным.
Мы с женой и 2 детишками первый раз ехали на 2-х этажном поезде.
За 24 часа долетели до Кисловодска. За час и минут 15-20 и мы уже на середине Бештау, 750 метров, где и расположен Второ-Афонский Свято-Успенский мужской монастырь, с резиденцией епископа Пятигорского Питирима.

Встретил нас в монастыре монах, высокий, стройный, очень активный, деятельный. Начал что-то очень быстро говорить. У него такая обязанность проводить экскурсии и встречать паломников. Он уже 12 лет здесь. Рыжеватый цвет волос, голубоватые глаза — внешний вид не напоминал и не выдавал характерных черт кавказских вкраплений. Только вот речь.. Отдельные слова и произношения.. Мне где- то глубоко в сердце отдавали.. Я слышал ясно и чётко этот акцент.
Кто-то из нашей небольшой группы в человек 12 спросил где подать записки на сорокоуст. Монах как-то невнятно ответил, народ немного зароптал. Да и ещё запах. Кто-то явно спросил, а что это? Разве так можно? Запах или вина или чачи был стойкий и несколько не стеснял нашего предводителя. Я сразу вспомнил как на св. горе Афон встречают гостей с чаркой и вкусностями. Но это только первая встреча, вход в рай. Но поскольку мы на грешной Земле, то подвиг духовный, молитва, физический труд — все это неотъемлемые части дальнейшего пребывания.
Монах твёрдо сказал, что на небе Бог сам направляет молитвенные воззвания братии в нужные русла. Что молится за всех проще, чем за каждого в отдельности.
Вымаливая грешников и мучителей старцы сами на себя берут болезни, поэтому они много и болеют, как бы расплачиваясь этим своим физическим здоровьем.
Монах не сказал своего имени, назовём его о. Никодим.
Он начал быстро и долго говорить, но было трудно разобрать скомканную речь, в день по несколько экскурсий видимо заставляют поддерживать высокий темп.
Мы за 7 мин обошли всю территорию монастыря. Шли по кругу. Сначала музей на территории монастыря, потом свечная лавка, затем поднялись на пустырь, где раньше был храм — до его сноса советской властью. Здесь братия молится летом. Потом спустились в новый красивый храм, по молились, поставили свечи и завершили наш ход на площадке, рядом с которой строится большой новый собор.
О. Никодим переключился, рассказывая о монастыре, что нужно принимать близких какие они есть.
Жена дана мужу, мама и папа даны нам, бабушка и дедушка. Все близкие — от Бога нам. Жена — Муж единое целое, близкие мужа — это близкие для жены и наоборот.
Иначе будете ползти на коленях к чужим, говорил монах.
И ещё, что благодедель вне Церкви ничто. Что он знает много милостивых мусульман, но что их добро, если оно не от Бога?!

Далее брат Никодим рассказал о послушнике, который несколько раз уходил и приходил в монастырь.
Двери и сейчас для него открыты.
Они перезванивались как сказал монах. И на простой вопрос, что ты сдлелал, что достиг за 12 лет! Ничего не смог сказать ушедший послушник.
Дух свободы, любви, некоего непостижимого единства витал над монастырем.
Сразу промелькнули как мгновения: византийская империя, православный наш Крым, Киевская православная Русь. И конечно православный Кавказ. Как Святая гора Афон. Кафалическое православие всюду. И православный Кавказ только начало становления новой Византийской империи — Православной Руси. Где Донецк, Луганск, Тбилиси, Киев, Москва — все в едином сонме ангельского мира.
И это уже совсем другая империя, не та, которая в фильме отца Тихона Шевкунова.
Это последний эсхатологический виток До мостроительства.
Крепко держа сына за руку, я смотрел вслед уходящему монаху.
Его крепкая, сильная походка, стройная осанка, и источающая энергетику мысль как лестница в небо, уходила в высь, в братский корпус, в высь за гору Бештау, и ещё выше, в со причастность к Создателю.
Что может только вкусить радость монашества, торжество православия.
Осознание пришло чуть позже.. Когда сами собой показались в пыли танки, бэтээры, зеленка наших солдат, крики раненых ребят..
Этот характерный акцент я вспомнил, когда будучи студентом в общежитии МГУ, в ДАСе судьба свела меня работать с выходцами из Чечни.
Было тяжёлое время войн, Богоборчества.
Монахом был чеченец, который много лет назад крестился в православии и стал миссионером и подвижником в горах Кавказа.
Краткий взаимный взгляд глаза в глаза друг другу был духовным рукопожатием.
В следующий наш приезд на Кавказ, мы с семьёй посетим снова Второ Афон и по стараемся попасть на причастие, причастить Никиту и Антонину.
Служба там каждый день в 6-30 утра.
Храни всех Христос

PS Слова монаха:
1. Главная заповедь от монаха: любить друг друга. Вера Христова познается в Любви!!
2. В горах на Кавказе, познание Бога особенно обострено и может быть Чудом ускорено!!
Православный Кавказ — Второй по номеру Афон!

Сайт монастыря: http://afon-beshtau.ru

Перейти к верхней панели