Интервью

Интервью с Отцом Евгением

— Отец Евгений, здравствуйте.
— Здравствуйте, Александра.
— Отец Евгений, в моем стереотипном мышлении пастырями становятся потомственно, так ли это?
— Нет, Александра, вовсе необязательно. В древней России важной особенностью являлась передача духовенством приходских мест по наследству — от отца к сыну или же от тестя к зятю. Такая традиция сохранялась, поскольку кандидаты из священнических семей с детства были знакомы с церковной службой. А так же, при храме строился дом, в котором жила семья священника, отказаться от наследия, означало освободить дом всем семейством. Труд священника — это не профессия, это призвание. Богу угодные люди должны быть на месте пастыря, те у которых есть призыв Божий.
— Как это было у Вас?
— Я не преемственный священник. Пришел в Церковь из мира. У меня музыкальное образование, ранее я работал музыкантом в оркестре. Понимаете, светская работа — для себя. Святая работа — для Бога.
— Кто может стать пастырем, есть ли какие-то ограничения?
— Прежде всего, необходимо получить специальное образование. Ограничения, конечно есть. К примеру, пастырем не может быть мужчина во втором браке, осужденный за смертоубийство.
— Отец Евгений, если военнослужащий захочет стать священником, его воинская служба является смертоубийством?
— Александра, здесь нужно разделять и понимать, что Родину защищать от врагов, это святой долг мужчины. Можно выстрелить во врага, чтобы сохранить себе жизнь и защитить отчизну, а можно выстрелить в пленного или того, кто готов сдаться в плен. От злости и жестокосердия совершить поступок или во спасение.
— Что послужило поводом, кардинально изменить призвание?
— Господь Бог!
— Как Вас к этому привел Бог?
— Через болезнь близкого мне человека. Я убедился в бытие Божиим. Моей заветной мечтой, стало служить Господу.
— Каковы были Ваши намерения?
— Приводить людей к Богу.
— Где Вы служили?
— Дьяконом в Измайлово. После рукоположения, в нашем Храме Живоначальной Троицы в Косино. Как правило рукополагают в определенный приход. В таинстве венчания есть определенно общее с рукоположением. Когда рукополагают в священники, будущий пастырь снимает обручальное кольцо, символизируя, что венчается с приходом. Поэтому у многих священников нет обручальных колец.
— Кто был Вашим наставником?
— Бог.
— Кто был Вашим духовным учителем?
— Отец Леонид Ролдугин. Он был близок с Патриархом Алексием II, а начинал свой святейший долг с Патриархом Алексием I.
— Чему Вас научил Отец Леонид.
— Смирению. Самое важное — смирение.
— Какие Ваши главные ценности?
— Бог, священнослужение, семья.
— Какие у Вас есть моральные принципы?
— Христианство. Евангелие — образец моральных принципов. Моя основная цель в жизни — исполнять волю Господа. Постом, молитвой, причащением Святых тайн Тела и Крови Христовых. В известной молитве Ефрема Сирина, говорится «даруй мне зрети мои прегрешения», надо исполнять волю Господа и молиться о том, чтобы Бог показал нам грехи, чтобы очиститься от них. Благо видеть, что с тобой что-то не так происходит. Когда ты сильно раскаиваешься во грехе, Бог милостивый простит и исцелит.
— Как не впасть в уныние и отчаяние, увидев свои грехи?
— Хороший вопрос. Если бы у Господа не было милосердия и любви, он сразу бы показал все наши грехи. Поэтому он нам показывает понемногу, открывает всю мерзость наших поступков и помыслов, чтобы человек не впадал в уныние и не думал о смерти, суициде. Когда мы идем по верному пути, любви к Богу — Господь прощает, очищает, сохраняет.
— Какие сложности есть в работе священника?
— Домашние заботы увязать со службой. Обязанности по дому, детям, помощь матушке, остаются. В чужих детей священник, как правило, вкладывает больше, чем в своих. У меня двое мальчиков. Старшему 18, младшему 15. Оба занимаются музыкой, не смотря на потенциал, младший сказал, что доучивается и прекращает. Я не настаиваю, поскольку насильственные методы не поддерживаю. Я очень благодарен матушке, что она взяла на себя такой тяжелый крест.
— Были ли моменты, когда хотелось бросить службу?
— Нет, не было. Быть священником — моя заветная мечта. Господь удерживает.
— Какие люди Вас окружают?
— В основном, семья. У меня с матушкой музыкальное образование. Большинство друзей из учебного заведения, со студенческой скамьи.
— Что Вас особенно радует?
— Радуют успехи детей.
— С кем тяжелее работать со взрослыми или детьми?
— Однозначно сложно ответить. Дети более открытые и откровенные, но и непоседливые.
— Какие методы Вы считаете эффективными для послушания?
— Строгость при баловстве и терпение. Основная проблема мамочек — повышение голоса на ребенка, вплоть до визга. Мамы жалуются, что ребенок их не слышит, привлекают пап, чтобы они таким же методом начали воспитывать. Постоянные крики на детей вырабатывают иммунитет, ребенок перестает слушать и слышать, а так же не понимает, когда на него ругаются по делу, а когда без. Поэтому мудрый папа говорит строго и редко, но так, чтобы слушались.
— Чему важно научить детей?
— Самое важное к вере привести собственным примером. Поступать по вере. Дети видят, как родители относятся друг к другу, с теплотой, любовью и заботой или напротив скандалят, не уступают, не уважают друг друга. Посещают Богослужения, молятся дома, соблюдают пост, причащаются.
— Отец Евгений, согласитесь, что не только домашние показывают пример детям? Дети берут пример со сверстников, да и школа вносит свои коррективы. Как уберечь детей от пагубного влияния?
— Понимаете, дом — это, как прививка. Если дома заложены благодатные ценности, то к школе и улице будет вырабатываться иммунитет. Я человек выросший в Советском Союзе, основа воспитания советского человека — светское воспитание. Было больше любви и уважения к преподавателям, сейчас учитель выполняет функцию обслуживающего персонала. Из-за гордыни, растет потребительское отношение. Нам все и всё должны. У преподавателей буквально связаны руки, они не могут озвучивать оценки детям для формирования здоровой конкуренции, это будет считаться дискриминацией. Ребенок должен понимать, что такое стыд и стремиться исправить свое постыдное поведение.
— Кстати, про стыд. Многие психологи считают, что стыд вызывает чувство вины у ребенка, а это ведет к нездоровой психике. Что скажете об этом?
— Я бы не стал слепо доверять психологам. Психология не имеет никакого отношения к медицине. Беда психологии — схемы без участия бытия, без основы православного учения.
— В школе появился дополнительный предмет «Духовно-нравственное воспитание». Дочь уточнила плохо ли то, что она отказалась читать про мусульманство.
— Нет, не плохо. Для начала нужно изучить основу православия. Истина в том, что Иисус Христос любит всех людей и праведников, и грешников. Грешников в большей степени, показывая им грехи, наставляя на путь праведный, давая возможность для исцеления. В мусульманстве же, Аллах согласно священному писанию, карает грешников и призывает это делать других. В православии запрещается поднимать руку на женщину мужу, в мусульманстве разрешается «милосердное наказание», если коротко — можно бить палкой диаметром не более диаметра пальца на руке жены. Небольшая, но показательная разница религий. При этом, люди разных религий, росшие в Советском Союзе, развивались в светском обществе, влияние которого отложило свой отпечаток. Поэтому, есть мусульмане с правильно заложенными принципами и ценностями.
— Если в школе возник буллинг (психологическое насилие) как быть?
— Обязательно отстаивать права ребенка, защищать и проводить беседу с преподавателями и родителями.
— Какое самое главное качество любого человека?
— Доброта.
— Как привлечь молодежь в храм?
— Это самый сложный вопрос. Все закладывается в детстве. Родители приводят детей в храм, причащают, учат исповеди. Все откладывается в подсознании. Сейчас большое количество соблазнов для молодежи, интернет, информационный мусор порождают неправильные стандарты. Девушки и юноши начинают раннюю интимную близость, по статистике в 14-15 лет. Важно, маме не потерять контакт и доверие ребенка. Да, если такое случилось, это стыдно и многие мамы скажут, что это позор нашей семье. Это совершенно неверное решение. Ребенка в этой ситуации нужно поддержать и сказать, что не смотря на то, что это стыдно, ты сможешь все изменить, раскаяться в этом перед Богом на исповеди и встать на путь истинный. Блуд можно разделить на две составляющие, в одном случае парень с девушкой встречаются и это ведет к созданию семьи, в другом парень меняет одну девушку на другую, третью и так по кругу. Таким образом, он загоняет себя в ад и других девушек портит. Ответственность в первом и во втором случае, очевидно разная. Все ошибаются, но у каждого есть шанс на исцеление.
— Как Вы думаете влияние религии будет возрастать или уменьшаться?
— Вера оскудеет и будет пришествие антихриста. Бездуховность равно малодушие.
— Мне приходилось слышать фразу: «Что я тряпка, гордость тоже надо иметь!» Что Вы скажите на это?
— Не гордость и гордыню, что впрочем слова синонимы, а уважение к себе. Уважение к образу Божьему.
— Я заметила, что многие как-то бояться говорить о вере, Боге, молиться. Если человек привык молиться перед едой, уместно ли это делать в общественных местах?
— Лучше в общественных местах не привлекать к себе внимание. Гораздо полезнее поступками своими показывать веру и любовь Богу. Не отвечать на грубость — грубостью, на зло — злом. Не быть лицемером и фарисеем, ибо противно это Господу. «Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. Евангелие от Матфея, Глава 6, стих 6»
— Если Вы встретитесь с Богом, что Вы ему скажите?
— Я очень надеюсь на это. Я скажу: «Прости меня, Господи. Я все знаю, я все понимаю, надеюсь только на то, что ты меня простишь…»

— Спасибо Вам огромное, отец Евгений. Беседа с Вами была на одном дыхании!
— Спасибо Вам.

Интервью провела Александра Абросимова.

 

Перейти к верхней панели